В День Победы в моей ленте появляются два типа записей: а) воспоминания про дедушек/бабушек, б) собственные воспоминания не о войне, конечно, но о самом празднике. С обязательной припиской: "так было раньше. а потом пришел официоз и все сгубил". Вот второе - это как раз
мой случай. Мне глубоко непонятна идея "ну завоевали б нас немцы, и чего такого?", однако от нынешнего пафоса слегка подташнивает. Великая_Победа_тм постепенно становится религиозным праздником. Того же порядка, что Рождество, Пасха и Новый год. Единственное отличие - своей традиционной кухни у него пока нет, не считать же таковыми шашлыки? Ну да какие наши годы, изобретут еще. Вот есть такое печенье "Кресты".
Цитата из повести "Лето Господне" И.С. Шмелева
"В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются "кресты": подходит Крестопоклонная.
«Кресты» – особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки «креста» – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи – в утешение для поста. Горкин так наставлял меня: – Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость. И это сущая правда. Хоть тебе и Великий Пост, а все-таки облегчение для души, «кресты» – то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки.
«Крестопоклонная» – неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, – «сугубый», – Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, – гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые «пестрые», – поблажка: можно икру грибную, суп с грибными ушками, тушеную капусту с кашей, клюквенный киселек с миндальным молоком, рисовые котлетки с черносливно-изюмным соусом, с шепталкой, печеный картофель в сольце – а на заедку всегда «кресты»: помни «Крестопоклонную».
«Кресты» делает Марьюшка с молитвой, ласково приговаривает – «а это гвоздики, как прибивали Христа мучители злодеи… сюда гвоздик, и сюда гвоздик, и…» – и вминает веселые малинки. А мне думается: «зачем веселые… лучше бы синие черничники!..» Все мы смотрим, как складывает она «кресты». На большом противне лежат они рядками, светят веселыми малинками. Беленькие «кресты», будто они из лапки, оструганы. Бывало, не дождешься: ах, скорей бы из печи вынимали!
И еще наставлял Горкин:
– Вкушай крестик и думай себе – «Крестопоклонная», мол, пришла. А это те не в удовольствие, а.. каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит".
Кстати вкусное, рекомендую.
Отлично бы подошло, но кресты - это как-то не по-советски. Можно наделать противотанковых ежей. Будет настоящая деньпобедная выпечка. Плохо чтоль?
рецепт
250 г муки
60 г крахмала
75 г растительного масла
75 г теплой воды
125 г сахара
1 ст.л. ванильного сахара
щепотка соли
1/3 ч.л. соды
1 ст.л. клюквы или горошин черного перца
Просейте муку вместе с крахмалом и разрыхлителем. Добавьте растительное масло и руками разотрите в крошку.
В теплой воде растворите сахар, соль и ванильный сахар. Учтите - чем теплее вода, тем быстрее растворится! Получившийся сироп вылейте в муку и замесите тесто. Оно должно быть мягким и немного липким.
Присыпьте стол мукой и раскатайте пласт толщиной 7 мм. Нарежьте его на сантиметровые полоски. А дальше - как хотите. Можно сделать классические кресты, можно - другой геометрический элемент. Центр изделия украсьте ягодой клюквы или горошиной черного перца.
Выложите печенье на смазанный маслом противень и пеките при температуре 180 градусов, пока низ не начнет подрумяниваться - 10-15 минут, не больше.